Вторник, 16.10.2018, 07:15
| Қазақша |

Мендыкаринская ЦБС

Меню
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
  • Областная универсальная научная библиотека им. Л. Н. Толстого
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Архив записей

    Историческое краеведение в памятниках архитектуры и скульптуре

    Мендыкаринская районная мечеть имени Зулкарнай Муса кажы 

     

    На северо-западе от села Молодежное Краснопресненского сельского округа Мендыкаринского района имеется кладбище, где захоронены исторические личности, которые неоднократно совершили хадж в Саудовскую Аравию

     

    Памятник "Ханская ставка" находится в Введенском сельском округе в 5 км в сторону села Загаринка

     

    Место захоронения батыра Мандая Байдаулетулы находится в селе Алкау Мендыкаринского района. Мандай батыр похоронен на высотном утесе реки Тобол, у изголовья установлен камень весом в 10 тонн с надписью на персидском языке

     

    Памятник Бадрисафе (Александре) Мұхамедсадыққызы Байтурсыновой находится в Ломоносовском сельском округе на северо-западе бывшего села Тасовка

     

    Русская православная церковь Косьмы и Дамиана  расположена в центре села Боровское

     

    Святой источник Косьмы и Дамиана расположен на берегу озера в бору вблизи села Боровское

    «Сын Керея Турсынбай"


    Многие жители и гости райцентра ходят в недоумении, наблюдая за строительными работами в новом центре Боровского, а конкретно на месте бывшей кольца-клумбы с постаментом лесным оленям. Мы приоткроем занавес таинственного творчества зодчего. Однако уже сейчас боровчане начали догадываться, какая новая достопримечательность у них появится. А появится в центре Боровского памятник выдающемуся батыру казахской степи, из рода балта-керей Турсынбай батыру, потомки которого ныне живут на святой земле Мендыкары. Они и стали инициаторами увековечивания его памяти в граните. Мысль установить памятник знаменитому батыру, о котором мы писали в феврале-месяце этого года, принадлежит плеяде авторитетных личностей, ныне находящихся на заслуженном отдыхе в нашем районе. В их числе Кажы Мананов, Толебай Ахметов, Орал Танжариков, Малик Шаяхметов, Жаугашты Калиев, Аманжол Кузембайулы и многие другие. С разрешения исполнительных властей района благородная задумка сородичей Турсынбай батыра воплощается в реальность. Для нашего района это большая честь, что именно на земле Мендыкары выходцы из рода кереев решили воздвигнуть памятник своему знаменитому предку.
    Накануне торжественного открытия достопримечательности, один из инициаторов установления памятника, костанайский корифей казахстанской истории А.Кузембайулы в содержательном описании изложил подробные сведения о жизни и деятельности исторической личности.
    Богатые природными ресурсами степи Северного Казахстана еще с глубокой древности стали привлекательным местом и как место обитания и как место пересечения транзитных путей. В исторических источниках достаточно сведений о различных государствах, обладавших этими землями, народах и племенах, живших здесь. Эти края стали родиной многих героев, поэтов, общественных и политических деятелей. К сожалению, еще в древности освоив письменность, наши предки оставили сведения об этих замечательных людях преимущественно в устной форме.
    XVIII век стал в истории казахского народа временем тяжелых испытаний, борьбы за свою независимость и единство. Особенно острой и кровопролитной была борьба с джунгарской агрессией. В исторической литературе об этом много написано, существует большое количество как письменных, так и устных источников, посвященных этому периоду. По крупицам мы узнаем и восстанавливаем исторические процессы, происходившие в то время, возвращаем потомкам имена батыров, защищавших Родину в это нелегкое время.
    Одна из таких ярких личностей – Ертысбайулы Турсынбай – батыр рода балта-керей, родившийся в 1700 году на территории современного Ишимского района Тюменской области России и закончивший жизнь в преклонном возрасте, достигнув 101 года в 1801 году на территории современного Иткульского района Челябинской области. Лесостепные районы Западной Сибири и Зауралья в этот период составляли с Северным Казахстаном единый регион и населялись разными народами – горные долины и предгорья – башкирами, долины рек – сибирскими татарами (чат, бараба, тобулик и таралык), лесостепь и степь – кочевниками – казахами и калмыками.
    Казахское племя керей населяло обширные пространства от Тобола до Иртыша уже с XIII века, деля их с племенами кыпшаков, аргынов, найманов и уаков. В XIII-XV вв. они входили в состав Сибирского ханства, из кереев происходил влиятельный род Тайбуги, ставший в Сибирском владении княжеским и оспаривавшим власть у сибирских чингизидов. В XV-XVI веках кереи, как и другие кочевые казахские роды, входят в состав Казахского ханства. Особенно тяжелыми в истории были XVII-XVIII века, когда на земли Северного Казахстана стали претендовать выходцы из Западной Монголии - калмыки. Один из калмыцких князей тайша Уруслан, захватив в 1623 году в плен русского подданного башкира Тохлубая, говорил ему: "кочуем де мы все таиши здесе по Тоболу реке". Боярский сын Д.Черкасов, посланный к старшему калмыкскому тайше Талаю, обнаружил "на Обуге (Обаган – авт.) реке, на черном лесу" калмыкские кочевья тайши Карабуки, а далее, в верховьях Обагана кочевали "малые" тайши Бобуга, Кузенек и Каназар. Вместе с тем, это не означает, что прежнее население покинуло данную территорию. Калмыки не истребили, а подчиняли местное население, составляли правящую его верхушку.
    Казахи вели постоянные войны против калмыков, оформившихся в 30 – 40-е годы XVII в. в Джунгарское или Ойратсское ханство. Длительная и ожесточенная война калмыков с Казахским ханством шла с переменным успехом. В 1616 году калмыки разбили казахского хана Есима и подчинили своей власти Старший жуз. В 1627 и 1628 годах Есим-хан сам разгромил калмыков, что вызвало их массовую откочевку ближе к русским границам, и как следствие, нападения на московских подданных - ясачных сибирских татар и башкир. Нередко, среди самих калмыков происходил раскол. Так, во время казахско-джунгарской войны 1643 года влиятельный калмыцкий тайша Кунделе, кочевавший по Тоболу, выступил в качестве союзника казахского султана Жангира и противника Джунгарии и Волжской Калмыкии. В 60-х гг. XVII века, основная масса калмыков ушла из Северного Казахстана в Волго-Уральское междуречье, долины рек Обагана и Тобола окончательно вошли в состав Казахского ханства, а жившие здесь казахские рода объединились с родственными родами Центрального и Южного Казахстана. Но война с Джунгарией не прекратилась.
    В это беспокойное время и появился на свет Турсынбай. Происходил он из рода Балта подразделения Ашамайлы племени Керей. О кереях и родственных им уаках известный русский этнограф и географ А.Левшин писал: "Увак-кирейское поколение (кочует – авт.) по рекам Убаган, Ишим, Уй, Тогузак, Иртыш, Исель (Ишим – авт.), Сарысу, и Цу, или Чу; также в песках Ичкунгур; около озера Кечубай-Чаркар и против крепостей - от Степной до Верхо-Уральской; также против Звериноголовской и Пресногорьковской". По казахским преданиям, предок рода Балта - Болат бахадур был военачальником Золотой Орды. У отца Турсынбая Ертысбая было 14 сыновей, все они стали воинами. Турсынбай удостоился батырского звания в 17 лет, когда в отсутствии взрослых воинов, ушедших в поход, на его родной аул напал джунгарский отряд. Юный Турсынбай возглавил ополчение, собранное из стариков и детей и отбил нападение врага.
    В 1719 году имя Турсынбая становится известным по всей казахской степи, когда молодой батыр участвует в спортивных состязаниях, устроенных в память недавно умершего хана Тауке и удостаивается звания сильнейшего борца – "Туйе балуан" - "Борец, сильный как верблюд". Особенно ярко полководческий и политический талант Турсынбая проявился в ходе казахско-джунгарских столкновений в 1740-50-е гг. В русских источниках пишется, что в 1740 году "вследствие нападения зюнгаров (джунгар – авт.) в числе 15 000 человек на киргиз Средней орды, владения Увак-Гирея (рода уак и керей – авт.), кочевавших по Иртышу и Ишиму рекам, означенные киргизы откочевали к Яику (р. Урал – авт.), побросав свой скот и "тягости" и зимою намерены итти на калмыков и башкир". Тогда часть кереев, в числе которых были аулы сыновей Турсынбая, остались кочевать на территории современного Мендыкаринского района. В бумагах русского посла А.Тевкелева есть сообщение о том, что "несколько улусов Гирейского родов, с вершин Тоболу реки, до устья Уя реки, при которой Усть-Уйская крепость". В частности, сын Турсынбая Кешубай кочевал на урочище Уялысай, на территории современного Каракогинского сельского округа.
    Турсынбай принял активное участие в освобождении от джунгар территорий Восточного Казахстана, возглавлял походы казахских воинов вглубь Джунгарии уже в союзе с джунгарами против китайских завоевателей. В 1755 году на берегу озера Алаколь в Восточном Казахстане на съезде казахской знати Турсынбай-батыр был назначен на должность "ордабасы" - главного распорядителя ханской
    ставки, возглавляющего войска трех жузов в случае войны. По другим источникам, это произошло в 1758 году у оз. Сайранколь в Восточном Туркестане.
    Сохранилось предание, о том, как Турсынбай хотел реформировать казахскую государственность. По его плану, казахи должны были объединиться с каракалпаками, башкирами и татарами в единое государство, ханская власть ликвидировалась, а вместо хана государство возглавлял вождь – ага-косем с четырьмя помощниками от каждого народа. Этот проект вызвал конфликт Турсынбая с султанской верхушкой, прежде всего с Абылаем и батыр покинул егаракалпаками, башкирами и татарами в единое государство, ханская власть ликвидировалась, а вместо хана государство возглавлял вождь – ага-косем с четырьмя помощниками от каждого народа. Этот проект вызвал конфликт Турсынбая с султанской верхушкой, прежде всего с Абылаем и батыр покинул его ставку.
    В 1761 году аул Турсынбай-батыра располагался у Семипалатинской крепости, о чем свидетельствует рапорт переводчика Ф.Гордеева коменданту Троицкой крепости. В 1768 году он кочует уже у Обагана и Усть-Уйской крепости. Но в этот период его вновь призывают в бой. В 1770 году на казахские аулы родов семиз-найман и конырат нападает влиятельный кыргызский манап Садыр, за которым стояло растущее и агрессивное Кокандское ханство. Абылай, как свидетельствует Бухар-жырау в своей "Песне об Аблае", записанной Ч.Валихановым:
    "Собрал рать с Большого жуза,

    Собрал с Малого жуза,

    Особенно из уаков и кереев

    Собрал несметное войско".
    Во главе последних вновь встал уже престарелый Турсынбай, названный в поэме "прославленный бедняк, сын Керея Турсынбай, носящий кожаный колчан". На перевале Сарыбел, в Кыргызском Алатау войска Садыр-манапа были разбиты, а битва получила в народе название "Жаильский разгром". Последние известные в истории сражения Турсынбай провел в 1771 году при преследовании откочевывающих из Нижнего Поволжья в Джунгарию калмыков тайши Убаши.

    Это лишь немногие дошедшие до нас сведения о жизни прославленного земляка. Перед историками еще стоят большие задачи по поиску и анализу письменных источников, их сравнению с устным народным наследием, реконструкции исторического прошлого. Но даже те крупицы сведений, которые дошли до сегодняшнего дня рисуют нам портрет незаурядной личности, храброго воина и мудрого политика.
    И сегодня потомки прославленного Турсынбай-батыра живут на берегах Тобола. Недавно было принято решение увековечить память о славном предке и земляке, дать его имя одной из улиц районного центра. Это лишь малая доля той благодарности, которую потомки могут выразить своим предкам, сохранившим в тяжелые годы независимость, единство народа и родную землю.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
    А. Кузембайулы, доктор исторических наук, профессор

     

    Храм Косьмы и Дамиана

     

    История создания церкви 136 лет минуло с тех пор, когда первый переселенец приехал в благодатные места Мендыкаринского района. Им был крестьянин из села Станового Челябинского уезда И. А. Семенов. В те времена религия была далеко не частным делом, и там, где возникало небольшое селение, в числе первоочередных задач вставала задача строительства церкви. Без нее жизнь считалась греховной, ущербной, а потому немыслимой. Уже в 1888 году в Боровском была построена церковь, где священником служил отец Азарий Кувшинский, обязанности псаломщика исполнял Александр Бирюков, а в церковные старосты селяне избрали Трофима Шмырева. Та первая церковь была маленькой и деревянной. И, как сообщают церковные ведомости, была она построена на средства прихожан села и освещена малым освещением. В 1894 году вновь расширена и поновлена. 10 октября того же года вновь освещена малым освещением, а 28 октября освещена полным. Церковь, говорится в тех же ведомостях, была «теплой, по населению малопоместительной, ограда и караулки при церкви деревянными. Престол один в честь бессребреников Космы и Дамиана, празднуемый 1 ноября». По тем временам и село Боровское было малонаселенным. Но каждый год оно увеличивалось новыми жителями, и поэтому ее помещение стало малым для прихожан. По ходатайству жителей с. Боровское и окрестных сел в 1905 году было дано разрешение на строительство кирпичной церкви. Из Ярославской губернии пригласили зодчего Михаила Кириллова, который воздвиг чудный храм в стиле художественного эклектизма. Мастером по производству кирпича был Андросов (согласно другой версии Березкин).
    Строили церковь всем миром на деньги, собранные прихожанами, а также поступившими от казахской миссии. В строительстве принимали участие бездетные женщины, молоденькие девушки и дети. Кирпичи носили на плечах в плетеных корзинах по деревянной лестнице наверх здания (высота 80 метров). Достоверно известно, что в раствор цемента добавляли яйца, сдаваемые населением всего района. Когда была закончена кладка кирпичей, неизвестный мастер по живописи и позолоте возвел иконостас. В 1912 году храм был освящен. После завершения строительства, благодаря строительным мощностям, было возведено несколько кирпичных зданий, в том числе дом купца Шароухова, в котором ныне размещается мечеть. В 1930 году церковь была закрыта. Почему так случилось? Дело в том, что внезапно умер, так и не передав секрета топки подвальных калориферов, мастер Георгий Афанасьевич Березкин… Прогрев стен и пола осуществлялся с помощью сложной последовательной манипуляции более десятка вьюшек, дымовых и воздушных задвижек. Топить так никто не смог и служители церкви покинули храм. Разные времена переживал этот храм. Под его сводами в 1956 году был размещен зерносклад, чуть позже склад строительных материалов. В 70-е годы в церкви располагались и школьный тир и районная спортивная школа. В 1977 году здание церкви приспособили под музей. Были произведены ремонтно-восстановительные работы силами районного коммунального хозяйства с привлечением Кустанайской художественной мастерской. Работниками мастерской выполнены росписи арок, устроены в окнах цветные витражи, устроено новое ограждение балкона – металлическое. Открытие филиала областного краеведческого музея было осуществлено в 1981 году. Все эти перестройки и утраты изменили первоначальный облик памятника старины.
    Сегодня храм возрожден и является центром духовной жизни сельчан. И в этом заслуга мецената С. И. Блока. Благодаря его спонсорской помощи в храме проведены ремонтные работы и восставлены росписи на стенах и иконостасе. В настоящее время ведутся восстановительные работы колокольни. Описание памятника Здание церкви по своему объему расчленено на четыре части: преддверие с колокольней (ныне утраченной), трапезная, предстоящая и алтарь. Преддверие представляет в плане трехчастный двухэтажный объем. Средний объем перекрыт клинчатыми сводами и является опорой утраченной колокольни. Центральный вход выделен двойной аркой, а разгрузочная арка опирается на две круглые колонны на постаментах, украшенных ширинками. Западный фасад с главным входом также расчленен на три части четырьмя лопатками, крайние украшены ширинками. Карниз продолжается только до двух центральных лопаток, арочное окно над крыльцом оформлено килевидной аркой на фигурных полуколонках. По обе стороны от входа на стенах бетонным раствором оформлены рельефные кресты. На северном и южном фасадах преддверия расположены друг к другу окна, объединенные циркульными арками. Плоскость стены между окнами и лопатками по углам прорезаны пятью горизонтальными углублениями в кладке. В центре карниза круглое слуховое окно под килевидной аркой (для освещения чердака). Объем трапезной – двухсветный. В западной части трапезной в уровне второго этажа преддверия устроен балкон на всю ширину трапезной. Центральный трехсветный объем церкви – предстоящая. В плане – квадрат, перекрытый сводом, опорами которого служат столбы - пилоны, расположенные на углах. Венчает церковь большой круглый барабан, который стоит на низеньком двенадцатирике с глухим аркатурным поясом, объединяющем все грани. Барабан имеет шесть арочных окон, оформленных аркатурным поясом, колонны которого опираются на постаменты в форме сдвоенных полукружий. Сверху барабан опоясывает фриз в виде двух аркатурных поясов. Венчает луковицу шпиль.

    Владимир Фетисов, Наталия Тюнина